Разведка в бизнесе

Использование разведки в деятельности бизнеса началось отнюдь не в конце 20-го столетия. Если способность анализировать и делать выводы рассматривать как неотъемлемую часть функций головного мозга, поднявшую человека над животным миром, то следует также признать, что человек применяет эту способность абсолютно во всех отраслях своей жизни. Поэтому бизнес — это всего лишь одна из многих сфер применения разведки. Как в прошлом, так и сейчас предприниматели не всегда достигали в бизнесе идеальных результатов. Однако можно уверенно заявить, что всегда предприниматели, опиравшиеся на разведку, оказывались более успешными, нежели те, кто этого не делал.

Сама по себе борьба за выживание (неважно, идет речь о борьбе за экономическое выживание или любое другое) предоставляет серьезные шансы на успех тому, кто грамотно использует разведку в своей деятельности. Конкуренция в мире растет, и Конкурентная разведка (КР) при ее эффективном использовании может стать определяющим фактором, способным привести к успеху компанию, которой грозило полное поражение.

Зачем нужна конкурентная разведка

Конкурентная разведка выполняет различные функции и решает следующие важные задачи:

•Повышает эффективность ведения бизнеса, главным образом за счет поддержки принятия решений, как на стратегическом, так и на тактическом уровнях.

•Выполняет функции системы «раннего предупреждения», привлекая внимание менеджеров на возможно раннем этапе к угрозам, которые потенциально могут причинить ущерб бизнесу компании.

•Выявляет благоприятные для бизнеса возможности, которые желательно не пропустить, и которые компания без КР могла бы просто не заметить.

•Помогает службе безопасности компании, участвуя в выявлении попыток конкурентов получить доступ к корпоративным секретам.

•Выполняет функции механизма управления рисками, что позволяет компании эффективно реагировать на быстрые изменения окружающей среды.

Приведенные выше функции конкурентной разведки жизненно важны для компании. Но кроме них есть еще одна фундаментальная функция, которую выполняет в компании конкурентная разведка, если она проводится систематически и осознанно: конкурентная разведка создает в компании чувство защищенности, осознание того, что судьба предприятия находится в его собственных руках и что фирма внезапно не станет жертвой обстоятельств либо чьих-то враждебных действий.

Главная задача КР

Включение функций КР в структуру корпорации не может быть оправдано только абстрактными, виртуальными качествами разведки. КР доказывает и должна будет доказывать свою исключительную значимость, внося ценный вклад в конечный результат деятельности компании, т.е. в годовой отчет о прибылях и убытках.

Иногда сказать это проще, чем сделать. Дело в том, что разведка — сама по себе абстракция. Однако применение разведки может очень часто выражаться в реальных, даже в финансовых терминах. Приведем несколько примеров, когда КР может играть жизненно важную роль в деятельности предприятия:

•Опережение конкурентов в тендерах.

•Оценка потенциальных рисков и благоприятных возможностей при инвестициях в продукты или развитии услуг.

•Опережение (упреждение) маркетинговых кампаний конкурентов за счет продуманных превентивных действий, выработанных на основе данных КР.

•Получение выгод от слияний и поглощений. Как правило, возможности слияний и поглощений выявляются КР и, если бы не ее работа, могли бы остаться незамеченными. Подобная практика становится все более значимой в последние годы в высокотехнологичных отраслях.

Это лишь несколько наиболее очевидных факторов. На самом деле, при постоянном комплексном применении КР на предприятии, областей, в которых компания получит ощутимые преимущества, гораздо больше.

Краткий терминологический справочник КР

КР как вид деятельности уходит своими корнями в государственную разведку. Если говорить кратко, то КР — это постоянная, циклическая последовательность действий, которая в результате производит данные, имеющие практическую ценность для принятия управленческого решения. Многие из этих процессов лежат в сфере личного мастерства; некоторые граничат с искусством. В учебниках пишут о четырех, иногда — пяти шагах, которые принято называть Разведывательным Циклом обработки информации.

Первый этап: определение компанией цели, которую она хочет достичь, проводя конкурентную разведку (в англоязычной литературе это иногда называют Critical Intelligence Needs — CINs).

Второй этап: процесс сбора информации в соответствии с поставленной задачей. Методы сбора информации могут быть самыми разными.

Третий этап: сортировка, обработка и оценка собранной информации.

Четвертый этап: анализ собранной информации и создание на ее основе данных, пригодных для выработки управленческого решения.

Пятый этап: доставка конечного продукта тому, для кого он производился.

Практика показала, что если КР применяется в соответствии с описанным выше Разведывательным Циклом, то результат получается неизменно хорошим.

Создание КР на предприятии

В любой формальной военной организации любой страны деятельность разведки и специалист разведки интегрированы глубоко в структуру и играют одну из ключевых ролей. Разведка является краеугольным камнем военной организации. Однако для коммерческих структур это вовсе не аксиома.

Как же включить КР в структуру компании? Вот несколько примеров:

•«Вертикально ориентированный» подход. Руководство компании принимает осознанное решение о создании подразделения конкурентной разведки и возлагает на него обязанность играть ключевую роль в процессе принятия решений в компании.

Наиболее показательным примером такого подхода было создание Конкурентной разведки в компании Motorola много лет назад. Роберт Гэлвин, который был топ-менеджером Motorola в начале 1970-х годов и семья которого долгое время была связана с Motorola, пригласил бывшего сотрудника ЦРУ Йена Хэрринга для создания подразделения КР в компании. Это подразделение работает с полной загрузкой и по сей день.

•Эволюционный подход. Пожалуй, это наиболее частый пример появления КР в компании. Сначала в компании появляются библиотека и библиотекарь (он на Западе отличается от российского и представляет собой специалиста по работе с электронными базами данных. — прим. Е.Л. Ющука). Затем появляются средства для обработки данных на локальном компьютере и в Интернете. Часто эти функции обработки информации, попавшей разными путями внутрь компании, перерастают в более активный сбор информации, который перерастает в полноценную КР.

•Подход в стиле Джеймса Бонда. Окончание холодной войны высвободило большое количество бывших сотрудников государственной разведки. Многие из них трудоустроились в коммерческих структурах, успешно перенацелившись с обеспечения общенациональных интересов на обеспечение интересов бизнеса.

•Подход энтузиастов. В этом случае кто-то в компании, у кого есть тяга к новому и кому нравится сбор и анализ информации, однажды просто берется за работу и таким образом делает первый шаг…

Вне зависимости от того, в какой форме происходит эволюция Конкурентной разведки в компании, всегда необходимо наличие двух обязательных элементов: признание службы Конкурентной разведки в компании прежде всего руководством и поддержание ее профессионального уровня.

Создание подразделения Конкурентной разведки

Кто лучше всего справляется с созданием подразделения КР? Варианты есть разные, но одно представляется очевидным: это должен быть сотрудник, разбирающийся в конкурентной разведке. Должен ли это быть человек, имеющий опыт работы в компании и хорошо знающий нюансы ее рынка, или же это может быть кто-то, кого наняли специально для создания такого подразделения?

Выбор происходит между тем, начинать ли человека из компании обучать мастерству Конкурентного разведчика или искать профессионала Конкурентной разведки, который способен глубоко прочувствовать корпоративную культуру и все оттенки отрасли, в которой компания работает. Готового ответа на этот вопрос нет, но в большинстве случаев, как показывает опыт, предпочтительнее человек «изнутри компании».

Как «поставить себя» в работе Конкурентной разведки.

Вы вряд ли знаете все. В данном случае справедливо высказывание — «в стране слепых и одноглазый — король». Однако вам предстоит доказать это. Читайте профессиональную литературу, изучайте информацию в Интернете, спрашивайте коллег, посещайте учебные курсы, семинары и конференции — и вы получите достаточную подготовку для того, чтобы начать работать самостоятельно.

Кого вы непосредственно обслуживаете.

Пожалуй, нет более важного вопроса, чем этот. Работа Конкурентной разведки в компании обязательно должна быть направлена на поддержку топ-менеджеров, принимающих решения, которые ответственны за настоящие и будущие действия компании. Но на практике это не всегда так. Кроме того, полезно помнить, что КР тесно связана с поведенческими реакциями, с психологическим взаимодействием, и что именно способность к контакту с людьми обеспечивает основные достижения сотрудника конкурентной разведки.

Определяя задачи.

КР как вид деятельности занимается всем, что позволяет «прорисовать» курс компании. А вот определение непосредственных задач и целей, которые позволят выполнить работу, ради которой все затевалось, является совершенно необходимой частью профессиональной деятельности специалиста Конкурентной разведки. Кто-то выполняет эту работу на экране компьютера или на доске с помощью фломастера, другие «держат картинку» в голове. Но помните, что необходимое условие разведывательной деятельности — быть точно нацеленным на конкретную задачу и не отклоняться от этой цели. В разведке существует поговорка, что «всегда есть еще камень, под который надо заглянуть». И это правда, но в реальной жизни надо быть рациональным в работе и стараться выполнить ее с минимальными затратами.

Что может вам помочь.

Замечательно в разведке то, что каждая проблема, каждое исследование — это уникальная задача. Но при всем том есть некоторые стандартные процедуры, которые дают наилучшие результаты. Нет ничего плохого в применении шаблонов, которые могут дать хорошую результативность. Просмотрите профессиональную литературу и скопируйте или загрузите полезные шаблоны, примеры и инструменты.

Использование основных инструментов.

Разведка занимается понятными вещами, которые можно четко сформулировать. Кроме того, у вас должны быть инструменты, помогающие в работе. Каждый из нас разрабатывает собственную методологию работы. Несомненно, и вы будете придерживаться разработанного вами стиля. Чем дольше вы будете заниматься Конкурентной разведкой, тем больше данных и деталей вам потребуется хранить. Папки с копиями документов и архивные карточки могут быть легко заменены современными компьютерными технологиями.

Делать все самим или отдавать работу на аутсорсинг.

Эмпирические данные свидетельствуют, что 50-70% данных и информации, которые требуются для осуществления обычных проектов Конкурентной разведки, могут быть найдены внутри вашей собственной компании. Поэтому вряд ли можно считать оправданной трату ресурсов компании на сбор излишней информации. Покупайте только то, без чего совершенно нельзя обойтись, и что нельзя найти внутри вашей компании. Основной задачей специалиста конкурентной разведки должны стать именно добывание и обработка информации, уже находящейся внутри собственного предприятия.

Цель оправдывает средства?

Нет! Вы хотите сделать работу хорошо, однако иметь крепкий сон вам бы тоже хотелось… Разведка — это искусство собирать знания, а знание может посрамить силу. Есть ситуации, когда давление бизнеса или менеджеров, которые рвутся к власти, будет искушать вас к поиску кратчайшего решения, к пересечению «красной линии» законности или к тому, чтобы забрести в «серую зону» этики. Не делайте этого! Бывает, что задача не может быть решена легально и этично. Если вы перейдете черту, это не только не пойдет во благо интересам вашей компании, но и гарантирует вам бессонные ночи.

Может ли помочь профессиональное сообщество?

Можете биться об заклад, что профессиональное сообщество может вам помочь! Ничто не может сравниться с помощью профессионалов — ваших коллег. Существуют два типа профессиональных сообществ: кто-то, кто работает в одной отрасли с вами, но не в конкурентной разведке, или те, кто профессионально занимается конкурентной разведкой, но в других отраслях. Кроме того, надо упомянуть и о профессиональных ассоциациях, которые имеют колоссальные хранилища ценной информации.

Воровство в офисе

Несколько полезных советов. Данный материал представляет собой обобщенную практику в помощь менеджерам по персоналу и руководству фирм; не предназначен для специалистов, организующих и проводящих расследования на предприятии. Воровство - чрезвычайно распространенная и поэтому, ставшая банальной, проблема офисной жизни. Крадется все: от скрепок до кошельков своих коллег.

Но если на вынос канцтоваров большинство служащих просто не обратит внимание, то пропажа личных вещей становится трагедией коллектива подразделения. Это одновременно и отдаляет коллег друг от друга ("а может быть это он у меня украл?"), и одновременно сближает тех людей, которые хоть немного уверены в честности соседа ("будем бороться вместе против воров").

На самом деле, разговоров о пропаже хватает не надолго. Динамика жизни офиса способствует быстрому выветриванию тех впечатлений, которые офис получает при надрывном объявлении о пропаже чьей-либо норковой шубы, валерьяновом плаче пострадавшей, судорожном перекрывании активистами административных помещений ("хоть бы еще не успели вынести"), сборами на материальную помощь, которой едва ли хватит даже на воротник для шубы. Потом страсти утихают. Самые яркие воспоминания остаются у бывшей обладательницы шубы. А если в шубе были еще документы и ключи от дома и автомобиля?

Заметим, что чаще всего страдает именно женская часть коллектива. Это касается верхней одежды и дорогостоящих предметов женского туалета, а частые пропажи денег у женщин обусловлены еще и тем, что они, в отличие от мужчин, не носят кошельки с собой в карманах брюк или пиджаков, а оставляют их в сумках, на столах и других доступных местах.

Сотрудники службы безопасности пытаются провести расследование случившегося, в конце концов оставляя в деле лишь заявление пострадавшего о пропаже, потому что заниматься этим им совсем не хочется – премии не заработаешь, а воруют что-либо постоянно, потому что "сами они за своими вещами не смотрят, а тут все ходят – и клиенты и посетители".

Для офисов, где работают несколько подразделений, да еще имеющем этажность и где ах, какое несчастье, - ходят клиенты и посетители, эта проблема стоит достаточно остро.

Как предотвратить кражи в офисе?

Необходимо помнить, что выбор вором места кражи определяется прежде всего доступностью предмета посягательства, а также возможностью быстро и незаметно похитить его. И определенную негативную роль здесь играет беспечность самих потерпевших. Офисные воры подразделяются на две наиболее обширные категории: примитивные преступники, совершающие спонтанные кражи без использования технических средств в силу каких-то конкретно сложившихся ситуаций по внезапно возникающему умыслу; квалифицированные преступники, специально промышляющие этим ремеслом, заранее готовясь и продумывая способы воровства. К первым относятся нечестные сотрудники офиса, ко вторым – "специалисты" по офисным кражам, делающие это под видом потенциальных клиентов, коммерческих агентов и т.п.

Активная деятельность по предотвращению краж всегда начинается после того, когда что-то пропадет. Примем это за аксиому. Потому что сначала предполагается, что все честные и воровать ни за что не станут, даже мысли такой не возникает. Однако сотрудники, имеющие печальный опыт, хорошо знают, куда повесить пальто и в какой ящик стола запрятать сумочку. Но и они со временем расслабляются. Хорошо, если это следствие доверительной и дружеской обстановки в коллективе.

А вот и первая пропажа. Дождались… "Поменьше бы кошельки оставляли на столах и двери закрывали, если никто не остается в помещении" – скажет начальник службы безопасности. И отчасти будет прав. Сотрудники станут, негодуя по факту воровства, проверять свои вещи и применять к себе новый старый принцип: все свое ношу с собой. Пострадавший обратится в милицию, но это ничем не закончится. Обстановка в коллективе становится отвратительной и негативно влияет на производительность. Лояльность ни к черту. Однако, надо что-то делать.

Расследование. При расследовании таких краж вор почти никогда не будет найден, если только какая-нибудь случайность либо собственная неосторожность не выдаст его. Тем не менее, даже зная это, сразу же после известия о происшествии руководству и службе безопасности необходимо развить бурную деятельность по расследованию. Ненавязчиво перекрыть выход из офиса и осмотреть все помещения, особенно подсобные, так как похищенное может быть спрятано именно там до ожидания удачного момента для выноса. Практика показывает, что в большинстве случаев обнаружение факта кражи происходит тогда, когда пропажа уже находится вне административного здания. Поэтому, кроме осмотра офиса целесообразно осмотреть и прилегающую территорию, если это возможно.

При расследовании активно рассматриваются вопросы, связанные:

1.Местом совершения кражи;

2.Временем прихода и ухода, внезапными исчезновениями сотрудников;

3.Появлением посторонних до момента обнаружения пропажи;

4.Самим предметом преступного посягательства, его характеристиками и доступностью;

5.Обстоятельствами, инициирующими или стимулирующими возникновение преступного замысла;

6.Оборотом ключей от "пострадавшего" помещения;

7.Выяснением осведомленности коллег и других лиц о наличии и ценности похищенного;

8.Кто и что выносил и вносил и т.д.

Необходимо разрешить как можно больше этих вопросов в текущий день, даже если придется всех задержать допоздна. Должны быть произведены опросы всех и каждого об обстоятельствах произошедшего, затем то же самое персонал описывает на бумаге. Сотрудники должны не только понять, но и прочувствовать, что такие случаи для фирмы являются чрезвычайным происшествием. В ходе проведения этих мероприятий персонал начинает нервничать, а руководители начинают наблюдать за особо нервными. Затем всех отпускают по домам, и назавтра самые свежие офисные впечатления обеспечены. Как правило, во время опросов определяются люди, которым верят. Сотрудник СБ просит кого-либо из них посодействовать ему в таком сложном деле и понаблюдать на следующий день за реакцией коллег. Из анализа результатов такого наблюдения можно вынести много полезного. Например, кто, как и с каким выражением лица приступил к работе, какие первые действия на рабочем месте производятся, о чем были первые разговоры и кто какую тему инициировал. Однако, это полезно уже для расследования следующих краж, а их стоит ожидать. Кстати, продвинутые компании на такие мероприятия приглашают психологов, которые присутствуют на опросах и с точностью до наверняка определяют злоумышленника. Более того, специалисты используют видеозаписи бесед. Все это очень действует на опрашиваемых, да и вообще на всех, потому что никто не ожидает, что пропажа какой-то мелочи у рядового сотрудника вызовет такую масштабную реакцию. Компания при этом остается только в выигрыше.

Затем руководство подразделения, продолжая иллюстрировать корпоративную значимость ЧП, собирает общее собрание своего коллектива с "разбором полетов", предлагая инкогнито - злоумышленнику (как бы вскользь ко всему прочему) самолично, можно анонимно, вернуть похищенное, мол, тогда гармония коллектива будет восстановлена. И ведь иногда подкидывают! А сотрудники СБ тем временем продолжают проведение административного расследования, уже неофициально беседуя с сотрудниками отдела (службы, департамента, дирекции). Разумеется, весь ход разбирательства и его результаты документируются и подшиваются. В 90% случаев краж с первого раза вор остается не пойманным, хотя круг подозреваемых почти всегда вырисовывается достаточно четко.

СБ проверяет рекомендации на подозреваемых с прошлых мест работы, что очень и очень важно. И даже если там на кого-то выдают "компромат", все равно это имеет значение только для следующих разбирательств. Следует иметь в виду, что на персонал одинаково негативно действует как бездоказательное увольнение, так и бездействие администрации в поиске виновника. Во втором случае лучше через некоторое время объявить, что с сотрудников все подозрения сняты, а кражу совершило некое постороннее лицо (СБ виновато). Страсти успокоятся, а СБ будут прорабатывать ситуацию дальше.

Кстати говоря, офисные воры сами иногда инсценируют кражи у себя. Обратим только внимание на то, что это не может быть первой кражей, скорее – второй или третьей. Наиболее характерными бывают последующие кражи с двумя пострадавшими, один из которых – наш "герой".

Правоохранительные органы.

Часто встает вопрос о привлечении правоохранительных органов для расследования. Здесь есть несколько вариантов. Первый – официальное обращение в территориальный орган внутренних дел с заявлением о возбуждении уголовного дела.

Преимущества: доступность определенных следственных действий (экспертизы и пр.), официальность процедур.

Недостатки: распространение информации о произошедшем, низкая результативность без дополнительного стимула.

Официальное обращение необходимо в случае пропажи личных документов, документов на автомобиль и другого имущества, документов и печати юридического лица, особо ценных и индивидуальных предметов (украшения, антикварные вещи). При этом дополнительной задачей руководства будет своевременное обеспечение охраны места происшествия.

Второй вариант – неофициальное приглашение следователей или оперативников с действующими документами.

Преимущества: Соблюдение внешней стороны официального следствия, конфиденциальность.

Недостатки: Ограниченность привлечения сотрудников милиции из-за загруженности по месту работы, возможное дезавуирование этого варианта адвокатами.

Администрация может позволить себе выбрать любой из вариантов в зависимости от поставленных целей – либо найти и осудить преступника, либо найти его и возместить утраченное, не вынося сор из избы. В первом случае необходимо также личное заявление пострадавшего, а не все готовы его писать. В зависимости от всех перечисленных условий мы бы рекомендовали осторожно пользоваться вторым вариантом. Для этого руководству предприятия или начальнику службы безопасности надо иметь соответствующие твердые знакомства в органах внутренних дел. При этом вам гарантируется, что фирма не будет героем уголовной хроники, а небольшой материальный стимул способен намного повысить эффективность действий грамотных оперативников на благо предприятия.

Но, милиция милицией, а кто будет заниматься организацией расследования на фирме? Ранее мы апеллировали к службе безопасности. Но она есть далеко не у всех. А на предприятиях, где нет СБ или хотя бы менеджера по безопасности, внутренние кражи происходят в несколько раз чаще.

Первый вариант решения этой проблемы – введение должности менеджера по безопасности (начальника СБ, заместителя директора по безопасности и т.д.). Второй вариант – заключение договора со специализированным предприятием на постановку и эксплуатацию системы внутренней безопасности (системы предотвращения потерь) – loss prevention management, включающую в себя также предотвращение краж. Для небольших предприятий предпочтительней иметь штатного сотрудника, которому ставится задача совместно со специализированным предприятием создать систему предотвращения потерь. В дальнейшем это предприятие привлекается для выполнения разовых заданий. Если фирме накладно содержать хорошего специалиста в штате, можно прибегнуть к услугам организаций предоставляющих консультантов, которые курируют несколько малых предприятий. При этом гарантируется эффективность и, безусловно, конфиденциальность.

Маленькие хитрости

Один из приемов, который может использовать администрация как для пресечения, так и для предотвращения краж, заключается в том, что в помещение, где находится наибольшее количество подозреваемых или чаще всего происходят пропажи, закладывается "кукла", то есть кошелек, при раскрывании которого производится громкий направленный выброс трудно смываемого красящего вещества. Кошелек (и не один) закладывается по договоренности с доверенными сотрудниками в столы (пальто, сумки и т.п.). Тут уж в случае чего "отмыться" тяжело. Более того, специалисты СБ должны грамотно задокументировать как саму закладку, так и факт обнаружения последствий "взрыва" кошелька – это может пригодиться при официальном расследовании с привлечением милиции. Кроме кошелька используется также самое распространенное средство внутриофисных платежей – конверт с деньгами. Номера денежных купюр переписываются, они и сам конверт обсыпаются специальным порошком, следы от которого видны под ультрафиолетовым светом. В случае незамеченной кражи конверта следы от порошка могут находиться не только на руках вора, но и на его одежде, в бумажнике, на рабочем месте. Это проверяется с помощью специальной УФ- лампы. Порошок трудно смыть в течении нескольких дней. Таким же порошком дополнительно обсыпается и "кукла"-кошелек, на случай, если он будет вскрыт вне офиса и вору случайно удастся избежать струи краски.

Разумеется, сохранность и состояние таких "мин" доверенные сотрудники должны проверять несколько раз в день и сразу после обнаружения пропажи или изменения положения закладки конфиденциально оповестить об этом руководство СБ. Оно уже немедленно или в удобное для этого время предпринимает действия по выявлению вора, как гласные так и негласные.

Более того, в практике специалистов Агентства были случаи, когда кражи надолго прекращались после распространения по офису "неофициальной" информации (слуха) о том, что такие приемы используются.

Большие хитрости

Идя по пути усложнения предлагаемых методов предотвращения офисного воровства, мы также предлагаем клиентам использовать и технические средства контроля. Например, видеокамеры, как обыкновенные, так и скрытого наблюдения. В зависимости от средств, которые администрация предприятия готова потратить на эту технику, предлагаются различные варианты – от развешивания муляжей камер до создания централизованной системы видеоконтроля. Такие системы полезны не только для предотвращения краж личных вещей сотрудников, их использование направлено и на достижение более важных целей – предотвращение кражи информации и осуществления иных несанкционированных действий, например, с компьютерами или документами. Обслуживание простейших систем не стоит практически ничего.

Самые прогрессивные "завязывают" системы видеоконтроля на сети типа Intranet. Персонал должен быть предупрежден о некоторых особенностях функционирования отдельных элементов систем контроля. Например, в случае использования при записи видеоизображения режима "re-record", то есть перезаписи на одну и ту же кассету событий за последние 12 или 24 часа, работники ставятся в известность о том, что при обнаружении пропажи необходимо обратиться в СБ именно в этот промежуток времени и не позднее. Возражения руководства организаций о том, что персонал должен иметь минимальную информацию о местоположении элементов системы, более того, о скрытых системах не должен вообще что-либо знать, не выдерживают проверки временем. Народ все равно узнает. Поэтому лучше не скрывать, что в офисе установлена система видеонаблюдения, даже если не видно ни одной камеры, и даже если такой системы вообще не существует.

Непосредственно для негласного обнаружения воровства и других фактов неправомерных действий сотрудников часто используются миниатюрные видеозаписывающие системы, состоящие из камеры и специального видеомагнитофона. Иногда камера устанавливается отдельно и связывается с записывающим устройством через радиоканал. Они применяются там и тогда, где и когда ожидается совершение очередного нарушения, то есть под конкретный объект. Такие системы характеризуются мобильностью перемещения с одного объекта на другой, скрытностью, автономностью и эффективностью использования. Их цена зависит от миниатюрности. Иметь их выгодно СБ холдинговых и многофилиальных компаний, а вообще их можно брать напрокат в специализированных организациях.

Главные хитрости.

Важную роль в предотвращении офисного воровства играет также строгая регламентация использования ключей от помещений, сейфов, шкафов, гардеробов и т.д. Ведь многие кражи происходят из-за предоставления нечестным людям явной возможности воспользоваться бесконтрольностью. Должен быть письменный регламент, включаемый, как правило, в пакет документации по внутреннему трудовому распорядку либо в иные режимные документы. Здесь необходимо учесть четкое разделение полномочий, назначение ответственных за помещения, правила оборота ключей, а также печатей, если помещения опечатываются перед сдачей под охрану.

Необходимо также иметь в виду, что как это не прискорбно, часто виновниками краж становятся люди, которые призваны охранять собственность персонала и компании – охранники, сотрудники СБ. Поэтому, кстати говоря, опечатывание помещений на время отсутствия работников используется как средство контроля за доступом сотрудников охраны. При этом четко реализуется разделение полномочий и функций контроля – ключи остаются у охраны (на вахте), а печать – у ответственного работника. Разумеется, во избежание конфликтов и столкновения интересов весь процесс сдачи-приема помещений под охрану должен быть максимально четко прописан в соответствующей документации. Было бы неправильным не сказать и о том, что другую, меньшую часть краж осуществляют люди со стороны – посетители, коммивояжеры, распространители газет и прочий люд. С ними как раз проще всего – вопросы доступа посторонних лиц на служебную территорию офиса однозначно регламентируются во внутренних документах.

Эти документы должны содержать следующие несложные правила:

•Уходя из помещения, закрой его на ключ;

•Не пускай клиента (посетителя) дальше клиентского зала, неслужебной части офиса;

•Встречай и сопровождай посетителя от входа до выхода;

•Перед допуском посетителя во внутренние помещения пригласи его в гардероб, где он должен оставить не только верхнюю одежду, но и сумки (пакеты и пр. лишние вещи);

•Во время переговоров с клиентом не держи на столе лишних бумаг и т.д.

Некоторые фирмы, и мы это тоже рекомендуем, используют на входе в офис и другие помещения таблички с предупреждением о том, что в здании используется система видеонаблюдения (видеоконтроля).

Предотвращению краж также способствуют прозрачные и полупрозрачные офисные перегородки.

Для уменьшения потока посетителей некоторые подразделения или их части, например, сектор отдела управления персоналом по набору, выносятся вне служебных помещений – на проходную. В холлах на проходных больших промышленных предприятий до сих пор можно увидеть табличку "Отдел кадров" на двери.

Простейшие меры

Простейшие меры предотвращения офисных краж кроются в создании сотрудникам элементарных условий для обеспечения сохранности их личных вещей: оборудование закрываемого (охраняемого) гардероба, предоставление личных шкафов и шкафчиков, использование индивидуальных ячеек камеры хранения и т.п. Эти действия должны являться продолжением внутрифирменной политики заботы о своем персонале. Кроме того, такое вот "индивидуальное" обеспечение всегда позволит администрации в случае чего упрекнуть сотрудника в личной халатности, чем иногда и закрыть вопрос о пропаже. Распространением информации о произошедшем.

Вопросы огласки всецело зависят от принятых норм корпоративной политики в компании и методов поддержания внутреннего имиджа подразделений. Но мы считаем, что никогда не следует оставлять факты воровства без публичной реакции, хотя бы в рамках еще одного – верхнего, звена управления. Иначе атмосфера в коллективе будет отрицательно влиять на уровень лояльности сотрудников. Кражам личных вещей, как правило, сопутствуют кражи офисного имущества, предметов оборудования и оргтехники. Ведь если есть нечестные люди, то они нечестны во всем. Принципы организации расследования и предотвращения воровства в этих случаях аналогичны вышеприведенным. Для защиты имущества дополнительно используются:

•специальная защитная маркировка оборудования и оргтехники;

•частая инвентаризация имущества;

•прием и сдача помещений под охрану по описи;

•коллективная материальная ответственность работников на ограниченной территории;

•приспособления, защищающие системные блоки от вскрытия и т.д.

Израиль украл у Ирана секреты Бушерской АЭС

Компьютерный червь Stuxnet, запущенный в локальную сеть Бушерской атомной станции в Иране, вызвал волну предположений о том, что он был создан и использован не отдельным хакером, а мощной государственной структурой. Что дает основания считать, что Иран, где этот вирус заразил больше 30 000 компьютеров, стал первой жертвой нового типа войны – с применением кибероружия.

Специалисты заметили, что Stuxnet – не простой вирус, а программа, специально написанная большим коллективом программистов для срыва работы крупных экономических объектов – электростанций, водоочистных сооружений и промышленных предприятий. Его крайне трудно обнаружить: он распространяется не по Интернету, а попадая в закрытые сети через зараженные флешки USB, и там начинает действовать не сразу, а через определенное время. До этого, внедрившись в автономную сеть, новый вирус прячется в ее программируемых логических контроллерах, и только затем проявляется одновременно на многих зараженных компьютерах, уничтожая всю систему управления объектами.

Сложность кодирования, использованного при написании вируса, число примененных и сведенных воедино разных приемов одновременного проникновения через все известные «дыры» операционной системы Windows убеждают специалистов по компьютерной безопасности, что создать Stuxnet было под силу не просто государству, а крупной стране, или даже группе стран.

Власти Ирана уже заявили, что компьютерная атака с помощью червя Stuxnet была организована спецслужбами США и Израиля для нарушения работы объектов национальной атомной энергетики. Причем известно, что компьютеры Бушерской атомной станции, запущенной в Иране с помощью России, находились под контролем Stuxnet минимум несколько месяцев. Т. е. в тот момент, когда в Бушере с визитом была делегация Росатома во главе с Сергеем Кириенко, червь Stuxnet уже ждал своего часа в компьютерных сетях станции. Это вполне может означать, что ноутбуки российской делегация, побывавшей в Иране, также могут быть заражены новым вирусом, и он гуляет и по России. Потому что российские и иранские чиновники в ходе совместной работы наверняка могли обмениваться всякой информацией, а самый удобный носитель для этого – флешка.

Специалисты в области компьютерной безопасности утверждают, что нынешние цифровые технологии вкупе с Интернетом позволяют превратить почти любое офисное устройство в орудие сбора информации. Например, возможности офисного цифрового телефона до конца и полностью известны лишь самим разработчикам его программного обеспечения, а посторонним, чтобы понять все их тонкости, требуется для этого даже больше времени, чем на написание новой программы. Установленный в офисном кабинете обычный Siemens или Panasonic может быть спрограммирован так, что в определенное время будет направлять по нужному адресу отчеты о номерах, набранных его хозяином, длительности разговоров, или даже их дублировать. А такие телефоны, хотя вроде бы и проверенные, стоят у нас и в федеральных и региональных министерствах, и в прокуратуре, и вообще где угодно.

Известно, что нынешние российские руководители любят играться с компьютерами. Они пишут и отправляют по сети записи в блогах, отправляют и принимают почту. Иногда создается впечатление, что самую жизнь страны, которой им выпало руководить, российские лидеры в основном воспринимают через экран своего монитора. Некоторые таскают ноутбуки и на закрытые совещания к президенту, причем недавно президент Дмитрий Медведев даже журил за это кировского губернатора Никиту Белых, который что-то строчил в блог прямо на заседании Госсовета страны.

А ведь современный компьютер имеет невероятное число не совсем невинных применений: их даже больше, чем у мобильного телефона. Который, кстати, может служить, помимо обычного своего назначения, как мощный и постоянно работающий микрофон – даже если выключен. И лишь полное отсоединение батареи лишает его возможности передавать что-либо. Потому-то серьезные службы безопасности многих стран и фирм запрещают приносить на важные

встречи и переговоры мобильники, ноутбуки, IPadы и иные игрушки. Потому что цена информации, добытой таким путем, бывает невероятно высокой.

В 1995 году Саудовская Аравия проводила тендер на закупку пассажирских самолетов, общая цена контракта составляла $6 млрд. Конкурс выигрывала европейская Airbus, но так и не выиграла. В последний момент компании Boeing и McDonnell Douglas с помощью специалистов подразделения Echelon Агентства национальной безопасности США техническими средствами сняли информацию о цене, которую предложили европейцы за свои самолеты, дали чуть меньше и получили контракт. В 90-е годы в Подмосковье из-за оплошности связистов на недостаточно защищенную кабельную линию правительственной связи американцы установили устройство для съема телефонных разговоров, которое в течение нескольких месяцев передавало собранную информацию на спутник-шпион, пролетавший над Москвой.

«Иной преступник полжизни отдаст за бумажку на твоем или моем столе», – говорил капитан Жеглов Шарапову, когда тот оставил на столе без присмотра папку с документами. Сегодня, благодаря тому, что многие российские чиновники не расстаются с компьютерами, спецслужбам даже не надо идти на такие жертвы. Операционная система Windows имеет 6 «дыр» в системе безопасности, причем многие эксперты считают, что компанией они оставлены осознанно. Эти «дыры» позволяют даже обычным хакерам снимать по Интернету информацию с жесткого диска практически любого компьютера, не ставя об этом в известность владельца. Поэтому правительство России приняло решение о переводе наиболее важных организаций и стратегически важных отраслей на собственный клон операционной системы Unix без таких «дыр».

Благодаря мобильным телефонам даже частные детективы знают, где находятся их владельцы, с погрешностью в 50–100 м. Несколько лет назад швейцарская компания Swisscom записала перемещения 1 млн мобильных телефонов своих клиентов за полгода. При этом было точно известно, кто с кем встречался, и сколько времени длилась встреча. Для того, чтобы засечь местоположение человека, вовсе не обязательно, чтобы абонент беседовал по телефону: телефонная трубка регулярно посылает в сеть сигнал доступности.

В повседневной жизни люди забывают, что современные средства связи – не только удобство, но еще и способ получать информацию или дистанционно управлять объектами. Однако технологии и глобализация ведут к тому, что на события, происходящие за тысячи километров, уже можно влиять так, как раньше происходило лишь в фантастических фильмах. Компания Siemens, чье оборудование в Бушере оказалось мишенью вируса, утверждает, что ее специалистам уже известно о 15 случаях проникновения вирусов в промышленные контрольные системы, в основном в Германии. Однако, в отличие от «иранской атаки», не было случаев, когда бы воздействию подвергался производственный процесс или были удавшиеся попытки срыва работы предприятий. При этом специалисты Siemens считают, что по глобальным стандартам безопасности программное обеспечение Microsoft «вообще не должно применяться для управления критически важными процессами в производстве из-за прорех в его операционной системе».

Обычно вредоносные компьютерные черви, влияющие на деятельность объектов инфраструктуры, обнаруживаются случайно – в ходе внеплановых проверок или внезапной самопроизвольной сработки систем, которые не должны были включаться. В 2009 году в национальной энергетической системе США была обнаружена программа, потенциально способная привести к ее полному одновременному отключению. По данным финских специалистов в области компьютерной безопасности, зараженные флеш-карты ранее уже использовались для парализации работы информационных военных систем одной из стран НАТО.

Что касается кибератаки на иранскую атомную станцию, то специалисты полагают, что червь Stuxnet сумел похитить все нужные секреты из компьютеров Бушера и передать их в Израиль, несмотря на то, что иранские руководители это отрицают. Сейчас иранские специалисты пытаются срочно «латать дыры» в информационных сетях ядерных объектов, но уже поздно.

В век глобализации беспечность стоит очень дорого.

Угон автомобиля и как его предотвратить.

Купив автомобиль, каждый думает о том, как защитить его от угона. Воровство в нашей стране поставлено на широкую ногу, и имеется не мало людей, зарабатывающих на жизнь таким способом. Среди них есть просто ассы своего дела, которые могут угнать практически любой автомобиль. И задача охранной системы доставить такому ассу как можно больше проблем, сделать так, чтобы даже самый матерый асс потратил бы кучу времени на "обезвреживание" противоугонки. При угоне время - один из главных факторов. Чтобы проектировать комплекс для охраны вашего автомобиля нужно представлять, как машины угоняют. На самом деле способов не так уж и много:

1.Вы стоите на светофоре, из соседней машины с пассажирского места выходит человек, подходит к вам и начинает спрашивать, как проехать к такой то улице, подходит к двери. Вы добродушно открываете стекло, начинаете объяснять, а он наклоняется, незаметно для вас кладет руку на ручку замка, потом, улучив момент, резко открывает дверь, тут же откуда ни возьмись появляется дюжий мужичок. Вас выкидывают из машины, садятся в нее и на зеленый сигнал светофора спокойно уезжают. А вы остались без машины, посреди дороги в состоянии "обосрали - обтекай". Потом бежите в милицию, вот мол, угнали. А ваше авто уже давно разбирается в каком - нибудь сервисе или отстаивается в ракушке, ждет своего покупателя.

2.Вы недавно купили машину, оборудовали ее хорошей сигнализацией со всевозможными датчиками и примочками. Но у вас пока нет собственного гаража, платить за стоянку не хочется, или на ней нет места, и вы вынуждены ставить машину под окнами. И вот погода преподносит сюрприз: идет проливной дождь, валит снег, туман такой, что носа собственного не видно, ну или что-то в этом роде. И вдруг ни стого ни с сего в 12 ночи, когда уже все легли спать, срабатывает на вашей машине сигнализация. Вы одеваетесь, бежите с газовым ключом, предусмотрительно в свое время положенным под подушку, чтобы был всегда под рукой, к своей машине. И что же вы видите? А ничего. Вокруг ни души, а ваше авто моргает, сирена ревет, и это все происходит в полночь у вас под окнами. Не найдя никакого объяснения происходящему, вы нажимаете нужные кнопки на брелке, возвращаетесь в кроватку. И вдруг через полчаса опять знакомые звуки. Что такое? Опять из-под подушки вынимается ключ, набрасывается кое-какая одежда на бренное тело, и к ней, родимой. А там опять ничего. Из окон дома уже слышны крики разбуженных жильцов, в основном, нецензурные. Потупив взгляд, промокший насквозь от дождя, вы опять возвращаетесь домой. Время час ночи, завтра на работу, точнее уже сегодня, спать охота... Ложитесь в кровать засыпаете, и вдруг ВАУ-ВАУ... Е мое!!! Разгневанный, вы бежите к машине. Ключ остался под подушкой, из одежды одни трусы и тапочки, ну, может впопыхах накинутый халат жены, за мокрое состояние которого после пробежек под дождем, эта самая жена вам завтра устроит очередную сцену, пардон, сегодня. "Два часа ночи, твою мать,"- слышны крики возмущенных соседей, в сторону вашего автомобиля из открытых окон летят огрызки, бутылки, использованные презервативы, все, что в такой час попадается под руку. И вы, ругая производителя сигнализации, того, кто ее вам ставил, бросая нецензурные выражения в адрес "небесной канцелярии", снимаете машину с охраны, идете домой, ложитесь в кровать и моментально засыпаете. Пролетает ночь. Утро. Вы встаете, подходите к окну, бросаете взгляд в сторону вашей машины и замираете. Автомобиля нет.

3.Вы едете на рынок, в магазин с женой и детьми. У вас уже завяли уши слушать трескотню про платья, блузки, кукол, машинки и прочее. Одна мысль: "поскорее бы все это закончилось." Вы долго ищите место, где бы припарковаться, наконец, во дворе соседнего дома, находите пустое пространство между толпой автомобилей, протискиваетесь в него, выгружаете своих домочадцев, закрываете все двери, багажник, проверяете все, обходите машину еще раз, нажимаете кнопку на брелке. "Пи-и-ик" - машина "встала на сигнализацию". Вы идете на рынок, покупки, капризы детей в конце концов это надоедает. Все! Вы идете к машине с полными сумками, детьми, висящими на руках, женой, достающей разговорами о том, что вы сегодня купили или не купили. Приходите на место, а там вовсе не ваша Волга, а какая-то ржавая "копейка", да хоть Мерс шестисотый! Начинаете лихорадочно вспоминать, тут ли вы оставили свою машину, бегаете по окрестностям, побросав сумки и кляня на весь свет этот рынок, шмотки, жену, всех, всех, всех, оббегаете соседние дворы, но увы, чуда не случается. Ваше авто исчезло, даже не подмигнув вам красным огоньком стоп-сигнала.

4.Вы едете по делам по городу и вдруг замечаете, что за вами пристроилась машина. Вы налево, и она налево, вы во двор - и она туда же, вы на заправку - и она бензин заливать, вы в палатку за сигаретами - и она тут как тут. Никаких действий не предпринимается, просто едет за вами и все. В один прекрасный момент вы поворачиваете направо, а она проезжает прямо. Еще некоторое время вы оглядываетесь, с опаской смотрите на соседние автомобили, ища среди них ту, что неукоснительно следовала за вами. "Ну и мнительный же я", - возникает мысль. Успокоившись вы едете домой пообедать, за супом рассказываете жене леденящую душу историю. Сытый и довольный выходите во двор и застываете... Машина исчезла.

5.Вы едете по трассе. Перегон большой, за рулем уже не один час, возникает естественное желание отлить. Как раз в пятидесяти метрах от трассы небольшой лесок. И природе польза, и особо заглядываться на процесс с дороги никто не будет. Останавливаетесь, закрываете двери. На клапан сильно давит. Идете быстрым шагом к леску, начинаете процесс, вдруг видите, как около вашей машины останавливается какая-нибудь "девятка", из нее выбегает мужичок, моментом открывает дверь, садится в авто. Вы уже бежите на ходу пытаясь заправить свой агрегат на место, а машина ваша тем временем уезжает в сопровождении той "девятки". Отлил, называется... Подавляющее большинство автомобилей угоняется так или почти так, и во многом вина ложится на самого владельца. Как говорится:

- А ты куда смотрел?!

- А что я мог сделать?

- А вот что.

•В первом случае, когда вас выкинули из машины, вам надо было быстро достать из кармана брелок от сигнализации и активизировать режим "паника" (что это такое я расскажу позже, когда буду писать о сигнализациях). Машина бы заорала, замигала и не сдвинулась с места, а угонщикам ничего бы не оставалось, как убраться восвояси и побыстрее. Или же можно было закрыться на все замки и разговаривать с ними через слегка опущенное стекло. Узнали бы они проезд до улицы, на этом все бы и закончилось.

•Во втором случае необходимо было во-первых оборудовать машину бензоклапаном или иммобилайзером, пусть даже очень простым. Ночью да под дождем никому не захочется копаться в моторе, к тому же без фонаря не обойтись, а свет от него из окна будет ой как хорошо виден. Или можно было просто запереться в автомобиле и спать там, раз уж не смогли предусмотреть такое.

•В третьем случае надо было поставить автомобиль на ближайшую платную стоянку, около всех рынков есть такие. Со стоянок машины воруют крайне редко. Или же оборудовать автомобиль серьезным иммобилайзером.

•В четвертом случае надо было дать себе отчет в том, что ничего в этом мире не делается просто так. Если за вами пристроился автомобиль, значит ему чего-то нужно. И скорее всего - код вашего брелка-передатчика. Как только было достигнуто желаемое, сграблен (технический термин, обозначает прочитан) код, - машина удалилась, а после того, как вы, расслабившись на минуту, оставили машину без присмотра, она была снята с сигнализации и угнана. Если вы заметили слежку за собой, во-первых не оставляйте машину без присмотра, если надо вам припарковаться - используйте платные стоянки. Если вы курящий, вытащите бумажку с фольгой из пачки сигарет, оберните ей брелок затем ставьте и снимайте машину с сигнализации, находясь очень близко от нее. Фольга выполняет роль экрана и сильно уменьшает дальность приема сигналов передатчика, находящегося в брелке. Такими действиями вы осложните задачу угонщикам. Подойдет и фольга от шоколадки.

•И, наконец, пятый случай. Надо было не только закрывать замки, но и активировать всю охранную систему, установить замок на руль, педали, и.т.д. Простой однорелейный иммобилайзер легко убережет ваше авто от угона этим незамысловатым способом. Помните, для того, чтобы открыть и завести машину десяти секунд подготовленному человеку предостаточно.

Между тем есть несколько правил, соблюдая которые вы можете уменьшить количество посягательств на вашу машину. Их надо ввести в привычку, стараться всегда выполнять. Вот эти правила:


•Находясь за рулем, всегда пристегивайтесь ремнем безопасности, вас будет сложнее вышвырнуть из машины. Всегда закрывайте замки дверей, когда вы находитеся в автомобиле, хотя бы со стороны водителя. Нажать на солдатик не трудно, а вот открыть дверь снаружи - проблема.

•Никогда не оставляйте в машине никаких предметов, барсеток, даже пустых бутылок. Любители легкой наживы не прочь будут прикарманить, что плохо лежит, а вам придется, потом чинить автомобиль.

•Введите себе в привычку носить брелок от сигнализации в кармане, а не на связке ключей. Во-первых, вы всегда сможете включить режим "паника", а во-вторых, если вор-карманник и лишит вас ключей от машины, проникнуть в нее незамеченным он вряд ли сможет.

•Паркуйте автомобиль только в освещенных, хорошо просматриваемых местах.

•Всегда, покидая машину, даже на минуту, устанавливайте все механические устройства охраны, которые у вас есть и ставьте машину на сигнализацию.

•Имейте в машине, или носите с собой какое-нибудь средство защиты от злоумышленников ( газовый баллончик, бейсбольную биту, нож для охоты на тещу, и.т.д.)

•Не рассказывайте знакомым, как устроена охранная система вашего авто.

•Не храните документы на машину, а тем более права, в автомобиле. Никогда не оставляйте ключи в замке зажигания если вам надо протереть стекло или залить канистру бензина, или сделать еще что-то в этом роде.

•Не лепите на стекла наклейки, прилагающиеся к сигнализации, магнитоле, и т.д., не облегчайте работу угонщикам, и не соблазняйте воров.

Сайт создан в системе uCoz